borers.ru

• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Потому что без воды - не туды и не сюды

Тайна рождения воды

В глубокой древности люди придавали воде одно из важнейших значений. В древнеегипетских письменах вода рассматривается как первооснова всего на планете.

Индийские мудрецы Джабали, Бхагури, Пурандра 5 тысячелетий назад считали, что все в мире состоит из четырех элементов: воды, огня, воздуха и земли.

Прошли тысячелетия, и один из крупнейших древнегреческих философов Фалес  развил дальше учение египтян о воде: «Все возникает из воды и все в нее превращается».

Древние наши предки считали, что мир, в котором они живут, и дан им богами. Греческие философы школы Фа-леса считали, что «в беспредельном заключается всяческая причина всеобщего возникновения и уничтожения». В этих процессах возникновения миров они главную роль отводили воде.

Более сложной была система древнегреческого философа Гераклита, который считал, что «вода живет воздуха смертью, а земля смертью воды».

Эти ростки материалистических представлений в средние века были подавлены церковниками, которые проповедовали, что Земля, свет, вода, суша и все живое — творение бога.

Откуда же появилась на Земле вода? Где источник колоссальных количеств ее, покрывших 2/3 поверхности планеты? Человек уже в глубокой древности задавал себе эти вопросы. Ясно одно, что вода появилась на Земле давно, значительно раньше возникновения первой жизни. Ее рождение связано с ранним детством планеты. Поэтому трудно отделить поставленные вопросы от главной фундаментальной проблемы: как образовались Солнечная система и Земля? Можно предполагать, что первые шаги нашей планеты, затерянной в бесконечном космическом пространстве, сопровождались появлением каких-то форм воды. Однако свидетелей нет, и на нашу долю остаются лишь предположения (гипотезы).

Быстрое развитие науки отбросило церковные догмы и фантастические представления. Первая научная гипотеза о происхождении Земли появилась в XVIII веке. Ученые Кант и Лаплас на основе накопившихся к тому времени фактов создали стройную систему взглядов, по которой наша планета, Солнце и вообще вся Солнечная система образовались в результате сгущения первичной раскаленной туманности. Формирование планет произошло в результате охлаждения и процессов взаимопритяжения и сгущения вещества в туманности. Церковь обрушилась на эту гипотезу и ее авторов. Все же наука победила, и гипотеза Канта и Лапласа более 100 лет безраздельно пользовалась признанием ученых.

Время шло, появлялись все новые и новые факты, противоречащие взглядам Канта и Лапласа. Возникли новые гипотезы.

Среди них особое место заняли представления академика О. Ю. Шмидта. Он полагал, что на пути Солнца встретилось холодное облако пыли и газов. При выходе из этого облака Солнце захватило большую массу пылевого материала. В результате гравитационных процессов и движения вокруг Солнца в ней постепенно сформировались планеты нашей системы. Однако и эта гипотеза многого не объясняет.

Вернемся к происхождению воды. Сейчас стало известно, что вода пользуется широким распространением в космосе. В галактике, в состав которой входит Солнечная система, обнаружены грандиозные скопления воды — обширные водяные облака. Поперечник подобных образований достигает многих сотен миллионов километров. Все чаще обнаруживается присутствие воды в составе планет, звезд и комет. Она оставила глубокие следы на поверхности Марса. Наконец, вода входит в состав многих пород, распространенных в космосе, и, в частности, обнаруженных на Луне.

В настоящее время за основу взята гипотеза мыслителей Канта и Лапласа, что в  начале наша планета была раскаленным шаром. Но на этапе  охлаждения, из водорода и кислорода образовывались молекулы воды. Выпадающие из расплавленной массы минералы включали ее в свой состав. Частично молекулы воды задерживались в процессе кристаллизации  в виде растворов.