borers.ru

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Свинчивание резьбовых соединений труб

 

СВИНЧИВАНИЕ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ ТРУБ

 

Талевая система буровой установки должна быть отцентрирована относительно устья скважины и бурового ротора. При отсутствии центровки спуск обсадной колонны запрещается.

Ниппельную часть обсадной трубы необходимо опускать (вводить) в муфту плавно во избежание повреждения заходной нитки резьбы по ГОСТ 632-64 и уплотнительных поверхностей соединений типа ОТТГ и ТБО. Труба, после посадки в муфту, должна быть отцентрирована и не иметь перекоса.

Если труба после посадки имеет перекос, то ее необходимо приподнять, отвести в сторону, очистить поверхность резьбы от смазки (герметезирующего состава) или уплотнительного материала и зачистить незначительные повреждения резьбы напильником с мелкой насечкой. После тщательной очистки резьбы на нее необходимо нанести смазку (герметезирующй состав) или уплотнительный материал. Обсадные трубы, резьба которых имеет ярко выраженные следы повреждения (деформации), откладывают в сторону.

Рекомендуется свинчивание резьбы производить сначала вручную (на 1 – 2нитки), затем круговым ключом. Вращать трубу следует медленно (с частотой не более 10об/мин), чтобы убедиться в том, что обеспечено правильное, без перекоса, сопряжение резьб.

После предварительного свинчивания соединение докрепляют ключами  TSK, АКО или АКБ (трубы диаметром до 299мм) с челюстями под обсадные трубы или машинными ключами для обсадных труб.

Во избежание смятия труб необходимо следить за тем, чтобы плашки (сухари) машинного ключа выступали из пазов не более чем на высоту насечки плашки (2 – 3мм).

В процессе свинчивания необходимо наблюдать за указателем крутящего момента и положением торца муфты относительно последней риски на трубе, руководствуясь требованиями ГОСТ632-64 или ТУ.

Если докрепление происходит плавно, без рывков, с постепенным ростом крутящего момента и муфта не нагревается (температура ее не превышает 80°С), то свинчивание прекращают при значениях крутящих моментов, рекомендованных в настоящей инструкции.

В случае скачкообразного роста крутящего момента или его стабилизации, а также при нагреве муфты более 80°С соединение необходимо развинтить, после чего принять решение об устранении причин, приведших к нарушению процесса свинчивания, или об отбраковке труб.

В особо ответственных случаях (например, при спуске обсадных колонн в глубокие скважины) рекомендуется после докрепления очередной трубы приподнять колонну до появления на буровом крюке веса, не превышающего 80% расчетных значений допускаемой прочности резьбового соединения на растяжение, после чего колонну вновь установить в клиньях и произвести проверку качества соединения путем повторного докрепления. Если при этом значение момента страгивания резьбового соединения не снизилось, то соединение считается свинченным удовлетворительно. Если же наблюдается снижение крутящего момента, соединение докрепляют до крутящего момента, рекомендованного инструкцией.

Если при свинчивании крутящий момент достиг максимального значения, а торец муфты (ГОСТ 632-64) не доходит до последней риски на трубе более чем на одну нитку, то верхнюю трубу бракуют.

У обсадных труб типа ОТТМ торец должен совпадать с концом сбега (последней риской) резьбы на трубе, или расстояние между торцом муфты и концом сбега должно составлять не менее 5 мм (одной нитки) для труб диаметром 194мм и 6 мм для труб большего диаметра.

У труб типа ОТТГ и ТБО после свинчивания торец муфтовой части трубы должен совпадать с концом сбега резьбы (последней риской) на ниппельном конце трубы или находиться от него на расстоянии не более 2мм.

У труб ОГIм упорные торцы ниппельной и муфтовой части труб должны совпадать.

При свинчивании обсадных труб на буровой муфта заводского соединения может слегка провернуться. Это означает, что усилие докрепления достигло той же величины, что и усилие страгивания в заводском соединении. В связи с этим необходимо спуск обсадных труб производить таким образом, чтобы заводские соединения докреплялись до натяга не более минус одной нитки.

Значения крутящих моментов для труб с резьбой «Батресс» определяют при контрольных свинчиваниях соединений разных типоразмеров: регистрируют крутящий момент при свинчивании соединения до совпадения торца муфты с основанием треугольного клейма ниппельного конца трубы. Затем определяют среднее значение момента для труб с определенной толщиной стенки, изготовленных из стали одной марки.